Блок 2: среда
Изучаем территорию, на которой происходит коммуникация.
Продуктовый подход в разработке презентаций
Каждый день, неделю, месяц нам приходится сталкиваться с презентациями. Мы общаемся с руководителями, чтобы утвердить стратегию или планы развития, согласовать бюджет, защитить результаты проекта перед СЕО. С клиентами и партнерами, чтобы рассказать о новых продуктах и услугах, привлечь на конференции. С коллегами и сотрудниками, чтобы синхронизироваться видение или рассказать о новой идеи команде.

Нам приходится постоянно налаживать коммуникации, увлекать других людей, находить к ним подходы. Мы работаем с людьми и коммуникациями! Но вопрос эффективно ли мы это делаем? На конференциях и семинарах мы видим не особо радостную картину. Нам приходится напрягать внимание, чтобы прочитать слайды, вместо четкой логики чаще всего хаос, тонны текста и отсутствие понятной визуализации.

Поэтому так важно становится понимать среду, в которой происходит коммуникация. В чем ее особенности, кто там обитает, как найти общий язык с представителями данной группы? На каком языке общаются конкуренты, какие ключевые образы они используют в своих сообщениях? Кто ваши партнеры и как мы можем помочь друг другу в продвижении к общим целям? Понимание территории позволяет эффективно наладить коммуникацию.

В этом вопросе нам нужен продуктовый подход. Это метод работы, который позволяет создавать продукты отталкиваясь от рынка и клиентов. В рамках одного из этапа этого подхода осуществляется исследовательская деятельность по сбору данных о клиентах и среде.


Поиск и сбор информации
Подготовка к презентации воспринимается очень обыденным процессом, нам кажется , что все известно и понятно. Но мы можем увеличить эффективность этого процесса, обратившись к практикам и методам других областей как дизайн и маркетинг.

Чтобы достичь успеха в современном мире, нужно изменить свою философию и ориентироваться на потребителя, т.е. представлять своим клиентам максимально высокую ценность. Вы должны знать не только о создании своих продуктов их преимуществах, но и формировать взаимоотношения с аудиторией. А для решения данной задачи нужна актуальная информация.


Что дает исследование?
Исследования – это вид деятельности, который с помощью информации связывает выступающего с аудиторией. Получаемая информация служит для более качественной выработки действий по разработке презентации, улучшения понимания среды, оценки жизнеспособности бизнес-идей. Оценив коммуникации, особенности аудитории, мы избежим печальной истории, что наша презентация не будет востребована.

Исследуя среду, мы больше погружаемся в контекст и решения становятся обоснованными, видны логические взаимосвязи. Эффективнее выстраивается процесс. Исследование – это общение. Вы лучше понимаете, что нужно вашему пользователю, что происходит в отрасли.



В исследованиях важно понимать:
1
цель исследования
Выявление проблемы и определение целей исследования.
2
кто: объект исследования
Разработка плана исследования для сбора информации из первичных или вторичных источников.
3
как: методы исследования
Сбор данных с помощью качественных или количественных методов для первичной информации. Анализ информации с помощью веб-исследования.
4
фокус: анализ информации
Обработка и анализ полученной информации.
Инструмент
карта коммуникаий конкурентов
1. цель исследования конкурентов: выявить особенности коммуникаций: о чем они пишут, говорят, какие визуальные образы используют. В процессе исследования конкурентов вы поймете свои слабые и сильные стороны, чем вы отличаетесь от других, как выстраивать коммуникации с аудиторией.

2. объект исследования: используем вторичные источники. Это работа с информацией из открытых источников, расширение вашего восприятия и той темы, о которой вы рассказываете. Обращаем внимание на чужой опыт и удачные решения в исследуемой области и смежных.

3. методы исследования: веб исследование сайтов: просмотр, сохранение скриншотов и анализ сайтов конкурентов по блокам: позиционирование, коммуникации, визуальные образы.

4. результат исследования: собранную информацию заносим в таблицу, анализируем и получаем карту коммуникаций.


1. Позиционирование конкурентов
Начните с просмотра и собирания скриншотов с главных и ключевых страниц. Изучайте, как конкуренты описывают услугу\продукт, какие используют фразы, о каких преимуществах заявляют, какой образ создают. Как правило УТП (уникальное торговое предложение) заявляется на первом экране и в последующих блоках рассказывается о ключевых преимуществах и функционале.

Как исследовать: проведите веб исследование сайтов. Сохраняйте скриншоты первых экранов сайтов. Вносите в таблицу заголовки, в которых содержится УТП продукта.

2. Коммуникации: реклама конкурентов
Как исследовать: анализируйте контекстную и медийную рекламу конкурентов. Как выстраивают коммуникацию в социальных сетях: фейсбук, инстаграм, telegram.

На какие темы пишут посты, о каких преимуществах заявляют в описании услуг\продуктов. Какие образы используют в рекламе и как общаются с аудиторией. Используют ли видеоролики?

Что это даст: идеи для отстройки по позиционированию. Поможет понять как конкуренты взаимодействуют с аудиторией, на какие темы есть отклик.



3. Визуальный образ конкурентов
Как исследовать: сохраняйте скриншоты первых экранов сайтов, образов из презентаций, рекламных компаний, постов и создавайте мудборды из материалов. Попробуйте описать характер имиджей. Используются ли строгие образы, подчеркивающие имидж, статус, а может больше драйва, новизны и азарта. Учитесь анализировать изображения и видеть за картинками смыслы, которые решают определенную задачу.

4. Итог
После анализа вы выбираете 3 ключевых конкурента и заносите данные в таблицу.

Инструмент
Смысловые территории
После анализа конкурентов у вас будет табличка по ключевым смыслам. Каждый конкурент несет потребителю какую-ту ценность, пользу. Ваша задача увидеть эти смысловые поля\территории. И определиться тем, о чем ваша презентация? На какой территории вы сами действуете? Какой ключевой смысл вы несете людям через свое выступление?
Ключевые выводы
  1. Исследования помогают погрузиться в контекст и решения становятся обоснованными, видны логические взаимосвязи. Эффективнее выстраивается процесс. Исследование – это общение. Вы лучше понимаете, что нужно вашему пользователю, что происходит в отрасли.
  2. Карта коммуникаций выявляет особенности коммуникаций конкурентов: о чем они пишут, говорят, какие визуальные образы используют
  3. Анализ смысловых территорий помогает определиться со своей ценностью и понять на какой территории вы действуете.
Задание по блоку
1
Анализ коммуникаций конкурентов
Проведите анализ коммуникаций конкурентов по следующим шагам
2
Заполните карту коммуникаций
Проанализируйте информацию из таблицы, выберите 3-4 ключевых конкурента и заполните карту коммуникаций. Сделайте визуальный коллаж из рекламных материалов для выбранных конкурентов (логотип, цветовая гамма/рекламные материалы/ключевые образы с социальных сетей/примеры графики).
3
Определите свою смысловую территорию
Остались вопросы?
© Prologos 2020. Все права защищены. Перепечатка и цитирование материалов запрещены.
По всем вопросам пишите ekanonik@gmail.com
Made on
Tilda