Блок 5: ключевое сообщение
Определяем коммуникационное поле и формулируем ключевое сообщение.
Что такое коммуникация?
Научное определение: коммуникация — это эффективное синхронное или диахронное взаимодействие, целью которого является передача информации от одного субъекта к другому. Обмен информацией между живыми организмами.

На простом уровне: коммуникация — это обсуждение задачи с коллегой, отправка электронного письма, упаковка на полке, реклама на ТВ, сайт вашей компании, выступление перед инвесторами. В любом случае, коммуникация - это передача информации от источника к человеку.

Рассмотрим линейную модель коммуникации, предложенную американским политологом-социологом Гарольдом Лассуэллом.



  1. Кто сообщает: в этом блоке нам нужно хорошо понимать свои цели коммуникации, это относится к блоку миссия.
  2. Что сообщает: суть нашей презентации, что самое главное мы хотим донести на нашей аудитории
  3. Каким образом: через какой канал мы будем доносить наше сообщение: это устная презентация перед аудиторий в 50 человек или электронная презентация посланная на почту. Канал определяет способы передачи и формат визуального оформления.
  4. Кому сообщает: мы должны хорошо понимать своего адресата, что ему важно получить и в чем особенности его психотипа.
  5. К каким результатам мы хотим прийдти в результате коммуникации? К эффектам можно отнести следующие варианты: возникновение у человека потребности что-то изменить, приобрести, улучшить в своей жизни; совершение пробной покупки; возникновения знания, что эту проблему можно решить с помощью данного продукта\услуги.

Как сформулировать ключевое сообщение
Ключевое сообщение – это то, что вы хотите, чтобы аудитория знала о продукте\услуге и запомнила после выступления.
Ключевое сообщение – это то, что вы хотите, чтобы аудитория знала о продукте\услуге и запомнила после выступления. Это сердцевина смыслового наполнения вашей презентации.
Ключевое сообщение:
  • помогает сфокусировать внимание целевой аудитории;
  • позволяет всем участникам коммуникации разговаривать на одном языке
  • помогает передать большой объем информации за короткий промежуток времени
    Суть презентации – это ключевая идея, через которую вы транслируете пользу для аудитории.
    Для формулирования ключевого сообщения вам нужно понимать суть вашей презентации. Суть презентации находится на стыке вашей идентичности (что вам действительно важно), социальной потребности (какие задачи решаете у ваших клиентов) и возможностей вашего продукта (какую пользу вы несете).

    продукт + польза + аудитория

    Примеры сути презентаций
    • Презентация о смыслах за картинками, помогающая переводить суть в визуальные образы людям не творческих профессий.
    • Презентация о инновациях в судостроении, которая объясняет новые подходы в проектировании судов для руководителей крупных компаний.
    • Презентация о центре экспертизы объясняющая как организовать кросс-функциональную передачу экспертизы внутри компании для Hr руководителей.
    Задание
    1. Сформулируйте суть презентации по схеме: продукт + польза + аудитория
    2. В итоге для каждого сегмента у вас должна получиться таблица:
    • описание потребителя
    • описание решения
    • суть презентации
    • ключевое сообщение
    Структура
    презентации
    Для качественной презентации одного дизайна мало.
    Важна структура с точными смыслами.
    1 этап: цель презентации
    «Какова цель презентации?» Типичный ответ звучит так: «Я хочу сказать им, что…» или «Я хочу проинформировать их о…» Идеальная цель презентации вытекает из вашей идентичности и находится на пересечении того, что важно сказать вам и того, что нужно аудитории, какую проблему вы решаете.

    Виды целей
    1. Информирование (например рассказать о новом устройстве. У человека должно реально много мотивации, чтобы слушать и потом разбираться с новой информацией.
    2. Мотивация на действие (выстраивать презентацию на преимуществах и ценностях, которые дают данный продукт) как эксперт лучше знаете чем аудитория.
    3. Помощь в принятии решении\ решение конкретной проблемы

    Как выбрать цель:
    1. Что я хочу донести до моей аудитории в глобальном плане?
    2. Зачем им это нужно?
    3. Сформулируйте ближайший шаг? Что аудитория должна сделать в результате вашей презентации?
      2 этап: работа с информацией

      Сбор информации
      Вы можете работать как с готовыми текстами, так и писать самостоятельно.
      Главное правило не начинайте делать слайды с power point. Вы начинаете собирать информацию исходя из понимания вашей аудитории и тех проблем, с которыми она сталкивается. Предлагаю создать документ в ворде и все материалы, ссылки туда заносить.
      Анализ информации
      Следующий этап связан с анализом материалов. Вы берете текстовые материалы и начинаете выделять ключевые смыслы. Главная задача научиться видеть за деталями главное, суть того, о чем идет разговор. В своей практике мы создаем отдельную табличку, куда заносим ключевые смыслы.
      3 этап: структура
      Компонуем информацию в соответствии со смыслом
      После сбора и анализа информации необходимо разработать структуру. Для большинства презентаций вы можете применять следующие блоки:

      Алгоритм подготовки структуры
      1. Введение
      (вступительное слово, плавная «подводка» к сути)
      2. Обозначение проблемы (или актуальные, наболевшие вопросы)
      3. Решение проблемы (основная и самая большая часть презентации)
      4. Заключение (повторение основных мыслей презентации и, обязательно, призыв к действию)

      Работа с майнд картами
      Главное не начинайте с power point. Необходимо организовать свои мысли иерархически, выстроить по уровням. В этом случае поможет майнд карты.

      К сожалению, в одном блоке не раскрыть все вопросы про структуру, поэтому рекомендуем обратиться к книге Алексея Каптерева «Мастерство презентации».

      Отображение структуры
      1. Текстовые слайды должны содержать только наиболее значимые мысли, которые должным образом группируются и обобщаются. Формулировки должны быть как можно более краткими. На слайде должна быть представлена только одна идея – та, о которой сейчас говорится.
      2. Используйте утверждения, а не заголовки. Что лучше: "Перспективы продаж" или "Благоприятные перспективы продаж"? Вторая формулировка лучше, так как она не оставляет сомнений в том, что хочет сказать докладчик.
      3. Сокращайте текст. Старайтесь не помещать на слайд больше шести строк или приблизительно тридцати слов. Если слов нужно больше, подумайте о том, чтобы сделать несколько слайдов.
      4. Используйте простые слова и числа. Длинные слова, технические термины и запутанные фразы сбивают…» Текстовые слайды должны быть дополнены слайдами с понятными рисунками, схемами, таблицами или диаграммами.
      5. Делайте наглядной структуру документа с помощью заголовков, отступов, подчеркиваний, шрифтовых выделений и нумерации.
      Прототипирование
      Изучаем территорию, на которой происходит коммуникация. Исследование конкурентов, бенчмаркинг отрасли.
      Прототип — быстрая, черновая реализация будущей системы. Он нужен для того чтобы сфокусироваться на смысле и продумать презентацию на концептуальном уровне и только потом переходить к графическому оформлению.
      Зачем прототипирование?
      • 1
        Разработать контент до начала работы над дизайном.
        Если вы работаете с клиентом, делаете презентацию для руководства, то как правило основная трудность, в том что контента нет. Чем раньше вы покажете первый прототип и начнете обсуждать информацию, тем качественнее пройдет работа на этапе дизайна с меньше справками.
      • 2
        Понять какой принцип размещения информации будет
        Иметь возможность быстро внести правки. Возможность сделать много вариантов и выбрать оптимальный. Таким образом экономится ваше время и клиента.
      • 3
        Быстро отработать несколько гипотез.
        Вы можете быстро отработать несколько гипотез для разных целевых аудиторий. Проанализировать разные способы размещения информации.
      Как работать с раскадровкой?
      Раскадровка – это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильма, которая помогает наглядно показать ключевую идею автора.
      1 вариант: работа со стикерами
      Необязательно работать со структурой презентации на компьютере. Лучшие презентации часто начинаются с листка бумаги. Стикеры — хороший аналоговый инструмент для структурирования мыслей. Это удобно, потому что их можно легко переклеивать, быстро заменять и выбрасывать ненужные идеи.

      Главное — не забывать, что это просто промежуточный результат, который не нужно доводить до визуального совершенства. Вы можете взять стикеры, на каждом из них написать заголовок слайда и расположить на листе А4 в нужной последовательности. Стикеры позволяют быстро менять слайды, видеть всю историю целиком.
      2 вариант: скетч от руки
      Возьмите лист А4 и два фломастера: черный и контрастный по цвету. От руки нарисуете схематично фреймы раскадровки. Начните мыслить экранами.
      3 вариант: работа с шаблоном
      Распечатайте шаблоны на принтере и вам останется только разместить заголовки.
      Что писать на слайде: работа с заголовками
      Принцип: один слайд — одна мысль
      Заголовок — основа фокуса. Не заставляйте зрителей бродить глазами по слайду в поисках смысла — направляйте их внимание от главного к второстепенному.
      Заголовки слайдов должны содержать тезисы в виде распространённых предложений с подлежащим и сказуемым. Располагать заголовок нужно наверху — потому что люди читают слева направо и сверху вниз.
      Чтобы нарисовать прототипы слайдов презентации используйте базовый набор элементов. Текст изображается прямыми линиями, заголовок рисуется чуть толще. Картинка - прямоугольник с перечеркнутыми линиями, ключевые особенности, причины - схематическое изображение иконок в виде кружков и текст в колонках.
      Преимущества раскадровки
      • Правило трёх секунд — люди не должны тратить больше времени на то, чтобы считать идею вашего слайда.
      • Сокращайте всё без сожаления: списки из семи пунктов, многоуровневые заголовки, количество стрелок вокруг диаграмм, количество разноцветных секций на схемах. Посмотрите исследование Slideshare: не больше 25−30 слов на слайде — идеально для быстрого восприятия.
      • Спроектировать информационные блоки и принцип размещения информации
      • Понять какая информация будет на слайде и в каком объеме: раскадровка дает возможность понять, что будет внутри слайда. Списки, иллюстрации, заголовки…
      • Возможность быстро вносить правки: экономится врем


      Ключевые выводы
      1. Собирайте смыслы в таблицу или схему, чтобы видеть общую картину.
      2. Прототип — быстрая, черновая реализация будущей системы. Он нужен для того чтобы сфокусироваться на смысле и продумать презентацию на концептуальном уровне. Прототип – это как ты мыслишь.
      3. Инструмент для работы со смыслами – раскадровка. Схематическое изображение слайда, которое показывает какие есть блоки и ключевые смыслы. Позволяет вносить вносить правки и комментарии очень быстро.
      Задание по блоку
      Остались вопросы?
      Следующие модули курса
      Идея в том, чтобы фокусироваться не на схожести людей, а на проблеме, которую ваш продукт решает. Понимание поле целей клиента мы можем предложить решение. Важно выявить с какими сложностями ваш клиент сталкивается в круге, котором вы предоставляете услугу или предлагаете продукт.
      Чрез какие каналы коммуникации вы будете доносить сообщение? Что важно при передаче сообщения в конкретном канале.
      © Prologos 2020. Все права защищены. Перепечатка и цитирование материалов запрещены.
      По всем вопросам пишите ekanonik@gmail.com